Как построить подвал в гараже своими руками

Собственники частных домов для обеспечения сохранности урожая и консервации используют подвальное помещение. Для сооружения не требуется дополнительная площадь, так как погреб располагается ниже уровня почвы в фундаментной части здания. При этом важно выполнить перекрытие погреба с соблюдением правил строительства. Это обеспечит надежность конструкции, позволит поддерживать благоприятную влажность и температуру. Рассмотрим, как сделать перекрытие погреба своими силами.

Подготовка чертежа с учётом заглубления погреба в гараже: некоторые нюансы

Если гараж строится за чертой малонаселённого посёлка, да ещё и на возвышенности, проектной документацией можно пренебречь, чего нельзя сказать о гаражных кооперативах в черте большого города. Копке котлована в этом случае могут помешать различные коммуникации инженерной системы города. В таком случае перед тем как выкопать погреб в гараже по всем правилам, лучше обратиться к специалистам. Также можно воспользоваться проектной документацией, которая разрабатывалась при строительстве гаража, если постройка уже возведена.

Важно! Помните, что за порчу городских инженерных коммуникаций в процессе рытья котлована Вам придётся заплатить немалый штраф. Намного дешевле обойдётся оплата специалиста-проектирощика.

Утепление потолка подвала

Такие параметры как температура и влажность подвального помещения напрямую зависят от того, как было проведено утепление потолка.

Для производства утепления потолочной поверхности может быть использован раствор из цемента, смешанного с деревянными опилками. Толщина слоя такого теплоизолятора должна достигать 2-4 см. Наносится подобный слой утеплителя равномерно при помощи специализированного инструмента.

Утепление потолка подвала

После нанесения раствора необходимо дождаться пока изоляционный слой хорошенько просохнет и только тогда приступать к отделочным работам. Конечно, если есть такая финансовая возможность, то утепление потолка лучше производить с помощью пенопласта, пенополистирола или минеральной ваты.

Достоинства и недостатки

Перед строительством зданий и сооружений важно знать о плюсах и минусах выбора того или иного фундамента. От него будет зависеть долговечность, безопасность и прочность постройки.

Среди плюсов плитного фундамента под гараж выделяются:

Достоинства и недостатки
  1. Возможность возведения на любой почве. Благодаря плавающей платформе предотвращается передвижение основ грунта, при этом конструкции не будет повреждена.
  2. Такой фундамент используется при высоком залегании грунтовых вод. После установки гидроизоляции и дренажных отводов, гараж всегда будет оставаться сухим.
  3. Плита может выполнять функции пола, при этом выдержит любой вес транспорта. Не будет лишним защитить бетон, для этого делается стяжка или заливается пол или укладывается плитка. Даже обычная покраска справится с функцией защиты.
  4. Если есть необходимость, делается теплый пол в гараже. В таком случае, в стяжку укладываются трубы. Этот способ поможет сэкономить пространство.
  5. Такой фундамент будет отличной защитой от проникновения грызунов и прочих вредителей через отверстия в полу.

Недостатки:

  • земля, на которую укладывается плита, должна быть ровной, иначе она может сползти;
  • чтобы сделать высокий фундамент, придется потратиться на приобретение арматуры и бетона;
  • в гараже не получится выкопать смотровую яму.
Достоинства и недостатки

Рассмотрев и оценив отрицательные и положительные стороны сооружения фундаментной плиты, можно принять окончательное решение по поводу основания постройки.

Что делать при перегруженности колон

Многие специалисты, которым приходилось сталкиваться с восстановлением плит, считают, что подобные способы в большинстве случаев полностью не решают проблему. Их можно использовать, когда проводится усиление сжатых колонн, которые совпадающих с проекцией рабочих арматурных стержней каркаса. Колоны в этом случае обматываются жгутами в несколько слоев.

Читайте также:  Как сделать бетонную стяжку пола — рассматриваем детально

Жгуты сделаны из углеродного волокна. Если нет жгутов, используют полосы из такой же ткани. При применении комплекса этих мер несущая способность всей конструкции повышается.

Плиты любого здания постоянно находятся под напряжением. На них действуют механические, статистические и динамические силы. Дополнительно они разрушаются от неблагоприятных условий окружающей среды, воздействия разных химических веществ. Поэтому обследование их состояния и определение метода усиления являются ответственной работой.

Особенности ремонта

Вентиляция в гараже.

Даже если на гараже железобетонная крыша, то все равно через некоторое время приходится делать ее ремонт, но сделать его можно своими руками.

Особенности ремонта

Перед тем как начать работы, необходимо полностью убрать старое покрытие, поэтому все счищается до бетонного основания. Делать это надо обязательно, только в таком случае новый гидроизоляционный слой сможет качественно защищать крышу.

Очистка старого слоя – достаточно сложное задание, и без зубила и молотка вам не обойтись, но выполнять ее необходимо старательно и полостью очистить крышу.

Последовательность выполнения работ

Первоначально нужно выкопать котлован, затем сделать подсыпку дна, забетонировать пол. Сборные плиты для пола или перекрытия используют, если строительство подвала совпадает с возведением всего гаража. Перемещение этих элементов требует подъемного крана.

В условиях готового гаража не получится использовать экскаватор, земляные работы придется выполнять вручную.

Сооружение пола

Лаги под деревянный пол в подвале

Чаще устраивают железобетонный монолитный пол. Для дренажной подушки берут песок и щебень 5 и 10 см соответственно. Под них простилают геотекстиль, края которого заводят на верх подсыпки.

Последовательность выполнения работ

После этого кладут гидроизоляцию из трех слоев рубероида на смоле или готовой мастике. Изоляцию заводят на стены так, чтобы по верху оставался край 10 – 15 см. Прокладывают сваренную металлическую сетку из стержней диаметром 6 мм, затем заливают бетон без опалубки.

Возведение стен подвала

Кирпичную кладку ведут в полкирпича или один кирпич. В процессе работы соблюдают горизонтальную и вертикальную перевязку швов. Лицевая сторона стены в 0,5 кирпича должна состоять из ложковых поверхностей, а толщиной в 1 камень — чередовать тычки и ложки в переделенном порядке.

Раствор настилают так, чтобы высота шва была не больше 0,6 – 0,8 мм. Используют армирование через 3 – 4 ряда. Если бетонируют стены, ставят опалубку, в которую заливают бетон.

Теплоизоляция

Теплоизоляция является одним из элементов оборудования подвала. Она будет защищать подвальное помещение от конденсата в теплое время года и от потери тепла – с наступлением холодов. Теплозащита стены проводится после их гидроизоляции. В основном, для утепления применяется экструдированный пенополистирол. После стены утепляется пол при помощи пенополистирола или пенофола, который отражает тепло обратно в подвал. Для теплоизоляции потолка подвала применяют стекловату или пенопласт.

Утепление фундамента и подвала

Перекрытие подвала и отверстие для люка

Перекрыть подвал можно по-разному, для этого подойдут:

  • ЖБ плиты;
  • Сборные конструкции из стандартных ЖБ изделий;
  • Балочные конструкции, изготовленные из металлопроката.

Чаще всего при устройстве погреба в гараже для перекрытия используют металл, бетон, ЖБ изделия. Деревянные перекрытия использовать не стоит, древесина во влажной атмосфере не может долго сохранять свою прочность, и через некоторое время вам придётся ремонтировать перекрытие.

Читайте также:  Утеплить пол в обычном деревянном доме — материалы, инструкция

Часто выбирают цельный потолок, собранный из армированного бетона. Для этого снизу подшивают щиты опалубки, их нужно хорошо закрепить тросами на балках и для надёжности подпереть снизу вертикальными опорами. Деревянные щиты опалубки застилают плёнкой, чтобы не вытекал цементный раствор, если нужно заделывают щели.

Перекрытие подвала и отверстие для люка

На опалубке связывают арматурный каркас перекрытия — для этого потребуется арматура 10-12 мм диаметром. Каркас должен быть неподвижен и закреплён на расстоянии 40–50 мм от края опалубки.

После подготовки собранную конструкцию заливают цементным раствором. С помощью вибратора или протыкая раствор прутом, удалите пузырьки воздуха из раствора. Схватывающийся бетон должен быть неподвижен до застывания, после чего опалубку снимают.

Чтобы конструкция опалубки получилась прочной, нужно выполнять несколько требований:

  • расстояние между установленными балками должно быть не более 60 см;
  • подпорные стойки нужно устанавливать не с промежутком до 1,5 м;
  • шаг между прутьями арматуры 15–20 см;
  • ЖБ плита перекрытия должна быть 18–20 см толщиной.

Важно! Щитовой каркас удобно сделать из влагостойкой фанеры, а подпирают его телескопическими стойками. ЖБ плита должна делаться так чтобы после заливки она опиралась на стены цокольной минимум на 15 см.

Готовые ЖБ плиты кладут непосредственно на стены. Зазоры и швы и заделывают цементным раствором. Во время эксплуатации стены подвала воспринимают давление окружающей почвы.

Чтобы противостоять этому воздействию, нужно делать стены так, чтобы их толщина увеличивалась пропорционально глубине котлована. На его дно насыпают песчано-щебневую подушку 15 см толщиной. На ней устраивают ленточный фундамент, он будет воспринимать вес стен и перекрытия. Стены желательно сложить из бетонных блоков. Но при недостатке средств вместо них возводят бетонные стены, заливая их в скользящей опалубке.

Перекрытие подвала и отверстие для люка

Учитывая габариты и большой вес ЖБ плит, при их укладке могут возникнуть сложности и дополнительные затраты:

  • Для перевозки и укладки придётся нанимать профессионалов и оплатить услуги грузоподъёмной техники;
  • Подвал нужно строить размером, кратным габаритам плит;
  • ЖБ плиты нужно купить заранее и вовремя подвезти на рабочую площадку;
  • Зазоры между стенами и плитами нужно тщательно замазать бетонным раствором.

Основной плюс использования ЖБ плит – возможность существенно ускорить время выполнения работ.

При небольших размерах (к примеру, равных смотровой яме) верх можно закрыть даже толстыми досками. Для подвала большого размера потребуется установить надёжное и мощное перекрытие, оно должно выдерживать массу автомобиля. В этом случае лучше всего уложить бетонную плиту или связать арматурный каркас и залить его бетоном.

При размещении балок и установке каркаса нужно предусмотреть место для монтажа входного люка.

Люк делают из листовой стали самостоятельно или покупают уже готовый.

Для изготовления люка своими руками выполняют несколько операций:

Перекрытие подвала и отверстие для люка
  1. По габаритам отверстия в плите сваривают обрамление из уголка, такое же обрамление делают снизу и сваривают их вместе пластинами;
  2. Вырезается пластина из металла, равная по размерам обрамлению люка;
  3. С одного края люка монтируют петли и приваривают их к крышке люка. Если нужно, на него устанавливают ручку.

Крышку впоследствии при желании можно декорировать подходящим для вас способом — можно, например, просто его окрасить.

Вентиляция погреба

Погреб желательно строить в середине пространства подполья, тогда его стенки будут омываться свежим воздухом. Если его строят в подполье, то фундамент штукатурят с внутренней стороны.

Вентиляция подполья и погреба предусматривается заранее. Хранилище часто располагают в подполье кухни, либо с улицы. Люк в полу кухни должен надежно закрываться крышкой. Если вход в подполье с улицы, то дверь должна быть теплоизолирована. Пол в подполье должен быть двойным:

Вентиляция погреба

1 и настил с нижней стороны балки (из досок, пластин);

Читайте также:  Как делать монолит. Монолитное бетонное перекрытие своими руками

2й настил с верхней стороны балки. Швы между настилами промазываются глиной и засыпаются песком. Вентиляционные отверстия устраивают под углом помещения, это необходимо для проветривания пространства между настилом и полом. Такой пол не пропускает запахи из под пола. Погреб в подполье гидроизолируют, до устройства настила хорошо просушивается, а только затем делают потолок с хорошей теплоизоляцией из сухих материалов.

Подготовка

При обустройстве подвала в гараже, вы можете выбирать из нескольких основных вариантов. Различие между ними — величина заглубления.

  1. Полузаглубленный погреб. Постройку можно конструктивно совместить с обычной смотровой ямой. Другой вариант наземной конструкции — использование специальной ёмкости, изготовленной из пластика. Она вкапывается в землю и может применяться для временного хранения продуктов.
  2. Полузаглубленный приямок. Имеет собственные стены, выложенные из шлакоблока либо кирпича. Глубина — до метра. При строительстве нужно учитывать некоторые нюансы. Так, при высоком залегании грунтовых вод, влагоносные жилы сначала тампонируются несколькими слоями глины, затем проводится гидроизоляция стен и пола подвала.
  3. Заглублённый погреб. Это наиболее распространённый способ обустройства подвального помещения в гараже. Глубина — до трёх метров.

При выборе глубины подвала нужно учитывать пролегание грунтовых вод. Основание подвала закладывается на удалении не менее полуметра от источника повышенной влажности.

Размеры указываются примерно. При необходимости, вытяжка оборудуется краном для удаления конденсата

Предварительные работы

Заглублённый погреб строится в капитальных гаражах. Перед реализацией такого проекта нужно провести некоторые предварительные работы. Их суть состоит в следующем:

  • Перед строительством подвала необходимо убедиться в технической возможности осуществления такого проекта. Почва любого крупного города в буквальном смысле напичкана многочисленными коммуникациями, и врыться на нужную глубину с первого раза удаётся редко. Чтобы минимизировать затраты и определить возможность строительства погреба, можно пригласить специалиста или использовать проектную документацию, разработанную при возведении гаражной постройки.
  • Фундамент необходимо защитить от подмывания грунтовыми водами. По возможности это нужно предусмотреть в процессе строительства гаража, оборудовав круговую дренажную систему. В противном случае — тщательно гидроизолировать подвальное помещение.

Выбор материалов

В процессе строительства погреба вам понадобится комплект инструментов и строительные материалы.

При возведении стен можно использовать:

  • Бетонные плиты.
  • Шлакоблок и кирпич.
  • Природный камень.

Бетонные плиты можно использовать лишь в том случае, если вы строите гараж «с нуля» и обустраиваете погреб до возведения стен и перекрытий. Кроме этого, потребуется бригада профессиональных монтажников, у которых в наличии есть мощное подъёмное средство, к примеру, автокран.

Для заливки основания своими руками можно использовать готовый бетон М-100 или раствор, изготовленный самостоятельно. Для этого потребуется стандартный набор компонентов:

  • Гравий.
  • Щебень.
  • Песок.
  • Цемент М-400.

Полученный раствор используется и для подготовки стяжки, и для отделки стен при оштукатуривании.

Для опалубки понадобится обрезная доска. Количество определяется индивидуально и зависит от размеров подвала. Для гидроизоляции помещения можно использовать обычный рубероид.

Инструменты

Само по себе строительство погреба не является сложной задачей. Однако требуются определённые знания и навыки.

При самостоятельном возведении небольшого подвала в гараже не понадобится сложного профессионального оборудования. Достаточно обзавестись стандартным комплектом инструментов. Некоторые из них являются взаимозаменяемыми.

  • Отбойный молоток.
  • Кувалда.
  • Шпатель, мастерок.
  • Ножовка.
  • Электрическая дрель с комплектом свёрл.
  • Шуруповёрт или набор отвёрток.
  • Плоскогубцы.
  • Лопата.
  • Измерительные инструменты: строительный уровень, отвес, рулетка, металлическая линейка.